Виды понятий. общая характеристика понятий.

 

 Тут можно скачать реферат по логике. тема «Виды понятий. Общая характеристика понятия»

План:

Введение…………………………………………………………….. 2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………. 4

1.Общая характеристика понятия……………………………………………………… 4

2.Содержание и объем понятия. Класс (множество)……………………………. 8

3.Виды понятий……………………………………………………….. 10

4.Отношения между понятиями……………………………………………………….. 14

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………….. 20

Практическое задание №1…………………………………………………………………. 20

Практическое задание №2…………………………………………………………………. 20

Заключение……………………………………………………………….. 24

Библиографический
список:
………………………………………………….. 25

Введение

Разнообразие окружающего нас мира обусловлено существованием множества отдельных материальных предметов, обладающих различными свойствами и находящихся между собой в определенных связях. Познание природы этих предметов, выявление их сущности и оперирование полученными знаниями, требует мыслительных образов, которые заменяли бы эти предметы объективного мира и служили бы средством развития мышления и преобразования действительности. Одним из таких средств являются понятия.

Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и языки наук информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние, отношение) также рассматривается как его признак.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятиях. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды.

Если мышление неразрывно связано с действительностью и находит свое непосредственное выражение в языке, то, чтобы дать общую характеристику понятия в качестве формы мышления, необходимо ответить на два коренных для логики вопроса: как соотносится понятие с действительностью и как оно выражается в языке.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей понятия как формы

мышления.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать общую характеристику понятия;

2. Раскрыть содержание и объем понятия.

показать, что такое класс (множество);

3. Показать связь понятия и слова;

4. Описать виды понятий и отношения между понятиями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Общая характеристика понятия….тра та та………………..

2.Содержание и объем понятия. Класс (множество)………………………..бла ла ла……….

3.Виды понятий………………….ля ля ля…………………………………………………………………..

4. отношение между понятиями…………………………….и т д и тп …………………………….

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическое задание №1

Подберите по три понятия, отношения между которыми соответствует следующим круговым схемам:

Решение:

1.1   А – Зеленое,

Б – яблоко

1.2   А – Спортсмен,

Б – Женщина

1.3   А – машина,

Б – спортивная

 

2.1 А – громкая музыка,

Б – негромкая музыка

2.2 А – зеленое дерево,

Б – не зеленное дерево

2.3 А – умная женщина,

Б – не умная женщина

 

3.1 А – жилище,

Б – дом

3.1  А – учащийся,

Б – студент

3.2  А – животное,

Б – конь

 

 

Практическое задание №2

В приведенных примерах установите вид умозаключения.

Проверьте его правильность.

1.     Если туман рассеется, вылет состоится. Туман рассеялся. Следовательно, вылет состоится.

2.     или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять. Я не понимаю. Значит, ты хочешь меня понять.

3.     Если общественные теории прогрессивны, то они способствуют социальному прогрессу. Если общественная теория реакционная, то она мешает социальному прогрессу. Общественные теории могут быть прогрессивными, либо реакционными. Следовательно, общественные теории либо способствуют социальному прогрессу, либо мешают ему.

Решение:

1. введем обозначения:

а – «туман рассеется», b – «вылет состоится».

Если туман рассеется, вылет состоится.

Туман рассеялся.

—————————————————

Следовательно, вылет состоится.

Вид умозаключения: условно – категорическое.

Первое предложение выражает условную посылку  a à b. а второе предложение категорическое суждение. В заключении, содержится следствие первой посылки. Имеем дело с утверждающим модусом условно – категорического умозаключения: категорическая посылка утверждает истинность основания, заключение утверждает истинность следствия. Его схема в символической записи:

a à b, a

———-

b.

Такой модус является правильным. Вывод достоверный.

2. введем обозначения:

р – «я не понимаю тебя», q – «ты не хочешь меня понять».

Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.

Я не понимаю.

————————————————————————

Значит, ты хочешь меня понять.

Вид умозаключения: разделительно — категорическое.

Первое предложение выражает разделительную посылку (p \/ q), а второе предложение утверждает один дизъюнкт (р). В заключении, содержится отрицание второго дизъюнкта (⌐q). Имеем дело с утверждающе – отрицающем модусом разделительно — категорического умозаключения.

Его схема в символической записи:

, где — знак строгой дизъюнкции

Модус является правильным. Заключение достоверно.

3. введем обозначения:

р – «Общественные теории прогрессивны»,

q – «Общественные теории способствуют социальному прогрессу »,

r – «Общественная теория реакционная».

1)Если общественные теории прогрессивны, то они способствуют социальному прогрессу.

2)Если общественная теория реакционная, то она мешает социальному прогрессу.

3)Общественные теории могут быть прогрессивными, либо реакционными.

——————————————————————————————————-

Заключение: общественные теории либо способствуют социальному прогрессу, либо мешают ему.

Вид умозаключения: условно – разделительное.

Имеем дело со сложной конструктивной дилеммой.

Его схема в символической записи:

 

Модус является правильным. Заключение достоверно.

заключение

В заключении можно сказать, что понятие является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях, благодаря которым мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Понятие находится в неразрывном единстве со словом, но не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

Виды понятий – это различные способы мысленного выделения и обобщения предметов в процессе познания, которые различаются по трем основаниям: характеристики объемов понятий; характеру признаков, составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии; характеру предметов, обобщаемых в понятии.

Библиографический список:

1.     Гетманова А.Д. Учебник, словарь, практикум М., 2007.

2.     Гетманова А.Д. Логика. Углубленный курс. М., КНОРУС, 2007.

3.     Дмитриевская И.В. Формальная логика. Иваново, 2001.

4.     Ивин А.А. Практическая логика. М., 2005.

5.     Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., 2005.

6.     Светлов В.А. Практическая логика. СПб., 2006.

7.     Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. Одесса, 1997.