Контрольная работа по логике, отношение между понятиями, обобщение и ограничение понятий и т.д.

Задание 1.

Назовите отношения между понятиями и изобразите их посредством круговых схем.

а) столярный инструмент,пила,рубанок.

б)музыканты,врачи

в) город,столичный город

г)самолет,дельтаплан.

Решение:

Скачать контрольную работу по логике с решением

а)изобразим с помощью кругов Эйлера данные понятия:

Понятия «столярный инструмент» , «рубанок», «пила» находятся в отношении соподчинения,  При чем говорят понятия «пила» и «рубанок» соподчинены понятию «столярный инструмент».

б)

Понятия «музыканты» и «врачи» находятся в отношении перекрещивания, так как объемы этих понятий совпадают.

в) изобразим с помощью кругов Эйлера данные понятия:

Понятия «город» и «столичный город» находятся в отношении подчинения(субординации), так как объем понятия «столичный город» целиком включается в объем понятия «город», но не исчерпывает его.

г) изобразим с помощью кругов Эйлера данные понятия:

Понятия «самолет» и «дельтаплан» находятся в отношении соподчинения, если рассматривать их относительно понятия «летающие аппараты».то есть к летающим аппаратам можно отнести и самолеты, и дельтапланы.

задание 2. Произведите обобщение и ограничение следующих понятий

-учащийся вуза

-философская наука

-кирпичный дом

-дерево

-молоток

-поезд

 Решение: Обобщение и ограничение понятий схематически можно изобразить так:

 

Ограничение данных понятий Обобщение данных понятий
Учащийся ВУЗа

Учащийся Педагогического ВУЗа

Учащийся 1 курса Педагогического ВУЗа

Учащийся 1 курса Педагогического ВУЗа Иванов

Учащийся ВУЗа

Учащийся

 

Философская наука

Философия религий

Философия христианства

Философская наука

Наука

 

Кирпичный дом

Кирпичный красный дом

Кирпичный красный дом на улице Лермонтова

Кирпичный дом

Дом

постройка

Дерево

Хвойное дерево

Хвойное дерево ель

Дерево

Растение

флора

Молоток

Отбойный молоток

Электрический отбойный молоток

Молоток

Слесарный инструмент

инструмент

Поезд

Пассажирский поезд

Пассажирский поезд номер 263

Поезд

Общественный транспорт

транспорт

 

Задание 3. Правильно ли проведено деление понятий?

Если нет, какие ошибки допущены?

а) растения делятся на лекарственные и нелекарственные

б) погодные явления делятся на град,снег, дождь и осадки

в) моря деляться на внутренние,внешние и средиземные

 Решение:

Деление понятия — это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которо­му осуществляется деление) распределить объем делимого по­нятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств). При делении понятия объем делимого (родового) понятия раскрыва­ется путем перечисления его видов.

Правила деления понятий

  1. Деление должно быть соразмерным, т. е. сумма объе­мов видовых понятий должна быть равна объему (делимого) родового понятия.
  2. Деление должно производится только по одному основанию. В противном случае произойдет перекрещивание объемов понятий, выражающих члены деления.
  3. Члены деления должны исключать друг друга, т. е. не должны иметь общих элементов (пересекаться).
  4. Деление должно быть непрерывным, т. е. нельзя делать скачки в делении.

а) растения делятся на лекарственные и нелекарственные

имеем дело с дихотомическим делением (двучленным),объем делимого понятия делится на два противоречащих понятия и не-А).

Дихотомическое деление соразмерно, чле­ны деления исключают другу друга, деление производится только по одному основанию.

б) погодные явления делятся на град, снег, дождь и осадки

деление произведено не верно, так так нарушено правило «деление должно производится по одному основанию». В нашем случае осадки – это и есть град, дождь, снег.

в) моря делятся на внутренние, внешние и средиземные

деление понятия море составлено не правильно, так как «деление должно производится по одному основанию». Средиземное море является уже внутренним морем, оно не соединяется с внешним морем или океаном. Правильно было бы сначала разделить море на внешнее и внутреннее, а потом уже делит понятие внутреннее море.

Задание 4. Охарактеризуйте вид определения

 а) общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией.

б) знак — это материальный объект, который используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

в) эффект ореола — это процесс, при котором общее позитивное впечатление о не известном ранее человеке приводит к его переоценке.

 Решение:

А) в явной форме раскрывается содержание понятия «общение», то есть данное определение является явным.

Б) данное определение является явным определением через ближайщий род  и видовое отличие, так как были перечислены существенные признаки понятия «знак».

В)неявное определение.

Задание 5. Охарактеризуйте процесс формирования гипотезы.

 Исходя из представлений о единстве геологических и биологических аспектов эволюции, французский ученый Ж.Кювье выдвинул свою гипотезу о развитии видов, которая получила название теории катастроф. Поскольку отдельные биологические виды не изменяются, а переходные формы этих видов не найдены (они были обнаружены после смерти Кювье), одни виды живых существ сменяли другие, которые погибали при крупных геологических катастрофах.

Решение

Данная гипотеза Ж. Кювье о развитии видов относится к описательным гипотезам (предполагается существование какого-либо явления). В данной гипотезе предполагается, что живые существа погибали при крупных геологических катастрофах, таким образом, сменяя один вид на другой.

На основании собранных фактов Ж. Кювье высказал предположение о развитии видов, то есть сформулировал гипотезу в узком смысле слова. Предположение в гипотезе представляет собой в логическом отношении систему суждений:

1)Отдельные биологические виды не изменялись

2)Переходные формы биологических видов не найдены

3)Одни виды живых существ сменяли другие, погибающие при крупных геологических катастрофах 1)/\2)/\3)

 Задание 6. Являются ли следующие определения правильными? Если нет, то почему?

 а) Германия — это страна неожиданностей.

б) филология — это наука, изучающая культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

в) прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.

 Решение:

 А) в данном определении нарушено правило ясности в определении;

Б) правильное определение. Все правила соблюдены.

В) Определение не содержит указание на ближайшее родовое понятие;

нарушено правило соразмерности определение получилось слишком широким

Задание 7. Проанализируйте, является ли данное рассуждение аргументацией или критикой? Охарактеризуйте его:

 а) какой-то человек сказал: «Тогда я солгал». Если это правда , то данный человек является лгуном, но если он сознался в своей лжи, то он сказал правду и его нельзя назвать лгуном. Следовательно,человек, который солгал, не является лгуном.

 Решение:

Изначально нужно было обосновать утверждение «тогда я солгал». Так как, в ходе рассуждения удается обосновать антитезис «тогда я не солгал= человек который солгал, не лгун», и исходное утверждение считается опровергнутым.

Следовательно, имеем дело с критикой, при чем с критикой «тезиса путем обоснования антитезиса»

Аргументация — это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагается, что в хороших (правильных[1]) аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосновываемое положение из них логически следует или, по крайней мере, они подтверждают его.

Критика — это деятельность, противоположная аргументации. Если целью аргументации является выработка убеждения в истинности или, по крайней мере, частичной обоснованности какого-либо положения, то конечной целью критики является разубеждение людей в обоснованности того или иного положения и убеждение их в ложности этого положения. Конечная цель при критике достигается не всегда. Иногда удается лишь установить необоснованность утверждения, а иногда устанавливается ложность утверждения или низкая степень правдоподобия.

Задание 8. По какому методу производится заключение в следующем примере? Завершите мысль.

 Для исследования механизмов памяти испытуемому предлагали ряд бессмысленных слогов, которые нужно было заучить и произнести. После многократных повторений ему это удавалось, но слоги забывались очень скоро. После того , как они забывались полностью, испытуемый вновь их читал и запоминал, на этот раз быстрее.После вторичного забывания слоги выучивались в третий раз, еще быстрее.Значит….после многократных повторений, заучивается еще лучше.

решение:

заключение в данном примере производится по методу энтимемы.

Чтобы завершить мысль, попробуем построить силлогизм.

Для исследования механизмов памяти испытуемому предлагали ряд бессмысленных слогов – слоги нужно заучить и произнести

 Задание 9. Произведите отрицание следующих суждений .

 1) некоторые студенты нашей группы знают латинский язык.

2) существуют школьники, которые не играют в футбол.

 Решение:

1)пусть Х множество студентов нашей группы, F(x)-«х – знают латинский язык»

 

Запишем отрицание

То есть получили суждение: «Все студенты нашей группы не знают латинский язык»

2) пусть Х множество школьников, F(x)-«х , которые не играют в футбол»

Запишем его отрицание :

То есть получили суждение: «все школьники играют в футбол»

Задание 10. Обоснованно ли заключение в разделительно-категорическом умозаключении:

 Небесными телами являются планеты или звезды. Это небесное тело не является звездой. Следовательно, это небесное тело является планетой.

 Решение:

В разделительно-категорическом умозаключении одна посыл­ка — разделительное суждение, другая — простое категорическое суждение. В нашем случае, имеем

Небесными телами есть планеты или звезды==разделительное суждение

Это небесное тело не есть звезда==простое категорическое суждение

———————————————————

Это небесное тело есть планета

Заключение не достоверное, а вероятностное, так как в первой разделительной посылке перечислены не все возможные небесные тела(например, астероид или комета)

Задание 11. Установите фигуру и модус силлогизма, поверьте его правильность:

Взятка — уголовное преступление.

Всякое уголовное преступление — наказуемо.

Следовательно, взятка наказуема.

 Решение:

Меньшим термином является субъект заключения (“Взятка”) — S, Большим термином является предикат заключения (“наказуема”) – P, Средний термин (“уголовное преступление”) – М.
Взятка (S) – уголовное преступление (М). Меньшая посылка.
Частноутвердительная – I.
Всякое уголовное преступление (М) – наказуемо (Р). Большая посылка.
Обшеутвердительная- А.
Следовательно взятка (S) наказуема (Р).

Заключение. Частноутвердительная –I.

Средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката в меньшей посылке – значит это первая фигура силлогизма. Модус данного силлогизма вместе с заключением будет АII – силлогизм правильный, т.к. подчиняется общим правилам простого категорического силлогизма:

1) терминов только три;

2) средний термин распределен в большей посылке;

3) больший и меньший термины нераспределены ни в посылках, ни в заключении;

4) обе посылки не являются отрицательными;

5) нет отрицательных посылок, следовательно и вывод неотрицательный;

6) только одна из посылок частная, значит вывод сделать можно;

7) одна из посылок частная и вывод – частный.

 Задание 12. Восстановите высказывание до полного силлогизма.

 Так как самолет не дирижабль, то поэтому самолет не является аппаратом легче воздуха.

 Решение:

Мысль состоит из двух суждений:

Первое – это «Самолет не дирижабль», оно является заключением

Символическая запись: S e  P

Второе – «самолет не является аппаратом легче воздуха», (S e М), представляет собой аргумент, с помощью которого подкрепляется сделанный вывод.

В таблице модусов такое сочетание заключения и меньшей посылки встречается во второй фигуре и ему соответствует большая посылка: Р a М

Так как в понятие предиката Р входит «дирижабль», а под М «аппарат легче воздуха», то невысказанная посылка будет звучать следующим образом:

«дирижабль является аппаратом легче воздуха»

Получается следующий силлогизм:

1.дирижабль (P) является аппаратом легче воздуха (М) (P a M)

2.самолет (S) не является аппаратом легче воздуха (М) (S e M)

————————————————————————

3.самолет (S) не дирижабль (P) (S e P)

Скачать контрольную работу по логике с решением

 

Loading