Педагогические задачи (Решение)

 

Скачать решение «Педагогические задачи»

Педагогическая задача 13

ПК-1 — готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы: организация работы по физическому воспитанию в дошкольных организациях.

Кейс 13.

Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

 Вопросы-задания:

1. Предложите примерный план действий педагога с родителями Сережи.

2.Сформулируйте  ответ для бабушки мальчика в решении  данной ситуации.

Обоснуйте необходимость физической готовности ребенка к обучению в школе.

Решение:

Примерный план действий педагога с родителями Сережи:

а) Необходимо обязательно прибегнуть к режимным моментам в разговоре с мамой (с законным представителем ребенка, если это бабушка, то с бабушкой). Показать утвержденный заведующей режим дня группы, рассказать об уборке группы и проветривании во время отсутствия детей. Потом кто должен оставаться с ребенком во время прогулок? Напомнить, что именно воспитатель несет ответственность за детей в саду, а не младший персонал. И не факт, что ребенок не заболеет, не гуляя и не посещая бассейн.

б)Привлечь к беседе медсестру. Как правило, у медицинского персонала свои доводы в отношении таких вопросов. Она расскажет и про важность прогулок и про закаливание, и про бассейн в том числе.

в)Привлечь к беседе с законными представителями психолога, т.к. в семье ощущается «гиперопека» ребенка.

и 3. В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализовать умственные способности. Мальчика необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком. Желательно, чтобы родители сами занимались спортом, иначе им будет трудно привить своему сыну любовь к физическим упражнениям.

 Педагогическая задача 14

 ПК-1 — готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы: подвижная игра как средство и метод физической культуры дошкольников.

Кейс 14.

На прогулке воспитатель предложил детям подготовительной к школе группы придумать новую подвижную игру с определенными основными движениями. Сначала дети совместно вспоминали, какие подвижные игры с этими движениями они знают, каковы их правила, какие атрибуты в этих играх используются. Затем воспитатель предлагает название новой игры и организует обсуждение возможного сюжета, правил, атрибутов и двигательных действий для развертывания этой игры. Каждое предложение воспитанника обсуждается группой и принимается (не принимается) путем голосования. Воспитатель обобщает принятые решения посредством комплексного описания новой игры и предлагает детям в нее поиграть.

Вопросы-задания:

1. Обоснуйте целесообразность постановки перед детьми задачи придумывания новой подвижной игры с точки зрения возрастных возможностей воспитанников, целевых ориентиров ФГОС ДО.

2.Аргументируйте правомерность предложенного воспитателем задания в рамках обогащения опыта конструктивного взаимодействия, свободного выбора детьми содержания, атрибутов двигательной деятельности.

3.Опишите возможный вариант новой подвижной игры, придуманной детьми.

Напишите не менее двух вариантов творческих заданий в двигательной деятельности, предлагаемых детям данной возрастной группы.

Решение:

Целесообразность постановки перед детьми задачи придумывания новой подвижной игры можно обосновать существующими целевыми ориентирами образования в старшем дошкольном возрасте:

-Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

-Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.

-Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.

-Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

-Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.

Правомерность предложенного воспитателем задания в рамках обогащения опыта конструктивного взаимодействия, свободного выбора детьми содержания, атрибутов двигательной деятельности, можно обосновать тем, что воспитатель подводит развитие детей в деятельности, как инициативных личностей, ведь чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, и как следствие и динамичнее развитие личности (что так же находит свое отражение в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребёнка, согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования).

Опишите возможный вариант новой подвижной игры, придуманной детьми.

Дети уже умеют играть в игру «Совушка»:  «Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.»

Затем воспитатель предлагает название новой игры «Птички и червячки» и обсуждает с детьми нового сюжета, например «Все играющие уже будут червячками, а двое детей голодными птичками, которые ждут в стороне площадки. По сигналу «Отдых» червячки бегают, резвятся. На сигнал «Обед» червячки замирают и стоят неподвижно. Вылетают две птички и высматривают тех, кто шевелится и забирают к себе в гнездо. Через 15-20 секунд дается сигнал «Отдых» птички улетают в гнездо, а дети – червячки снова резвятся на площадке.»

Напишите не менее двух вариантов творческих заданий в двигательной деятельности, предлагаемых детям данной возрастной группы.

1 творческое задание в рамках новой игры (см.п.3): можно раздать детям-червячкам ленточки (зацепить их за одежду) и обе птички, которые проголодались забирают у червячков, которые пошевелились ленточки (вместо того, чтобы просто их уводить)

2 творческое задание в рамках новой игры (см.п.3): предложить детям-червячкам замирать в интересных различных позах.

Педагогическая задача 15

 ПК-1 — готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы:организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности; развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях.

 Кейс 15.

Конспект мероприятия с детьми. Зал празднично украшен связками воздушных шаров, фотогазетами выполненными родителями на тему «Спорт в нашей семье», иллюстрациями с видами спорта. Под музыку марша дети поочередно  входят в зал. Вместе  хлопая в ладоши, приветствуя всех участников. Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие в замечательную страну, которая называется – «Спортландия».

Чудесная страна Спортландия

Страна здоровья, грации и красоты

Страна терпенья, силы, воли,

Страна побед, страна мечты.

Но в эту чудную страну не каждый попадет

Лишь только тот, кто любит спорт

И верно по пути идет.

Для того чтобы попасть в эту замечательную страну необходимо приложить усилия. Вы готовы?

Нам всем вместе нужно выполнить упражнения и тогда дверь в Спортландию откроется.

Выполняется музыкальная композиция «Все вокруг стараются, спортом занимаются».

А теперь нам нужно сказать всем дружно «волшебные слова»:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» (дети хором повторяют)

(Звучит музыка фанфар или любая другая).

Вот мы и в Спортландии.

Из-за занавеса слышатся голоса: «Подождите нас!». Появляются ОХ и АХ.

Ведущий: а вы кто такие?

АХ: Мы сказочные человечки,

Я-АХ, а он — ОХ. Моему другу очень нужна помощь, он все время всем недоволен, ворчит постоянно. У него все валится из рук. А сейчас он совсем заболел, на улицу не выходит, лежит в постели все время и никакие лекарства ему не помогают, только хуже становится. Вот я и хочу ему помочь, только я не знаю как. Может быть, вы знаете рецепт здоровья.

Конечно, знаем и обязательно поможем.

Ребята, расскажите, что нужно делать ОХу, что бы снова быть веселым и здоровым?

Стихи о зарядке.

1 ребенок:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

2 ребенок:

Мы зарядку делать будем.

Мы руками быстро крутим –

То назад, а то вперед,

А потом наоборот.

(вращение прямых рук назад и вперед.)

Наклоняемся пониже.

Ну-ка, руки к полу ближе!

Выпрямились, ноги шире.

Тянем спинку, три-четыре.

(наклоны вперед.)

На площадке красный мячик

Выше всех сегодня скачет.

Вместе с мячиком скачу,

До небес достать хочу.

(прыжки на месте.)

Стоп! Закончилась зарядка.

Вдох и выдох для порядка.

(руки вверх–вдох, вниз через стороны – выдох.)

ОХ выполняет вместе с детьми движения по тексту, с окончанием стихотворения говорит: «Мне уже немного лучше».

Ведущий: Но только одной зарядки мало, нужно выполнять ее каждый день. А еще необходимо соблюдать правила личной гигиены.

Проводится эстафета «выбери, предметы личной гигиены»

АХ: Но и этого тоже не достаточно, необходимо следить за чистотой и порядком в своем доме.

Соревнования: «убери одежду на стульчик», «подметаем пол».

ОХ: спасибо вам ребята, я теперь всегда буду делать, как вы меня научили.Только чтобы не забыть надо мне все повторить (составляется мнемотаблица, дети участвуют в составлении). А еще я понял, что нужны верные друзья, которые помогут справиться с любой бедой.Спасибо вам ребята за помощь. Спасибо тебе — АХ, что не оставил меня в беде.

АХ: На здоровье ОХ. А ты заметил, что как только ты стал заниматься делами, ты совсем перестал охать и вздыхать. Это потому, что твое настроение улучшилось.Хорошее настроение тоже очень важно для здоровья.

Ведущий: мы рады, что смогли вам помочь, только для здоровья необходимо еще соблюдать режим дня.

АХ и ОХ: « А что это такое?»

Ведущий: о режиме дня мы вам расскажем в следующий раз.

АХ: Всем ребята мой привет

И такое слово:

Спорт любите с малых лет –

Будете здоровы!

ОХ:Всем известно всем понятно,

Что здоровым быть приятно

Только надо знать как здоровым стать.

3 ребенок:

В мире нет рецепта лучше –

Будь со спортом неразлучен,

Проживешь сто лет-

Вот и весь секрет.

4 ребенок:

Приучай себя к порядку

Делай каждый день зарядку

Смейся веселей

Будешь здоровей.

5 ребенок:

Спорт, ребята, очень нужен

Мы со спортом крепко дружим!

Спорт- помощник, спорт- здоровье,

Спорт- игра, физкульт-ура!

До следующей встречи в Спортландии(АХ и ОХ уходят).

Ведущий: «Предлагаю в детский сад вернуться на ракете»

Релаксационная игра «Ракета».

Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?

В следующий раз мы с вами узнаем, что такое режим дня и почему он важен для здоровья. А сейчас нам пора гулять на улицу.

Под музыкальную композицию «Улыбка» и аплодисменты друг друга, дети выходят из зала.

            Вопросы-задания:

  1. Определите форму проведения мероприятия и обоснуйте свой выбор.
  2. Исходя из содержания мероприятия, сформулируйте группу задач, решаемых на нем (оздоровительные, образовательные, воспитательные) и возрастную группу.
  3. Выделите методы и приемы, используемые педагогом, и обоснуйте их выбор.

Решение:

  1. Имеем дело с итоговым мероприятием, проводимым в форме развлечения (тематического праздника «Спортландия») и фотовыставки «Спорт в нашей семье».
  2. Задачи, решаемые на данном мероприятии следующие:

—  Формировать у детей потребность  к здоровому образу жизни;

— Развивать внимание, память, познавательную активность, творческое воображение, связную речь;

— Дать представление о взаимосвязи утренней гигиенической гимнастики и здоровья человека;

— Закреплять навыки выполнения общих развивающих упраженений;

— Воспитание морально-волевых качеств.

Возрастная группа: средний возраст.

3.Методы и приемы, используемые педагогом:

— Мнемотехника (составление мнемотаблицы для лучшего запоминания);

— Здоровьесберегающие технологии (технология сохранения и стимулирования здоровья, музыкатерапия для укрепления здоровья детей, релаксация (один из приемов музыкатерапии для повышения эмоционального настроя детей),

— Изучение правил поведения в стихотворной форме (стихи о зарядке);

— Ритмопластика.

 Педагогическая задача 16

 ПК-1 — готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы:организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности; развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях.

 Кейс 16.

«Весёлый огород»

Наш весёлый огород в гости всех друзей зовёт!

(Дети встают по залу  в произвольном порядке.)

В огород мы пойдём, урожай соберём!

(Ходьба в колонне за взрослым, 8 сек.)

Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас в огород.

(Бег в колонне за взрослым, 7 сек. Прямой галоп,7 сек.)

Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе.

(Ходьба с высоким подниманием,8 сек. Обычная ходьба, 8 сек.)

Вот уже и огород! Сколько в нём всего растёт!

(Перестроение в круг.)

У капусты кочаны – вот такой величины!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, — И.П. Выполнить 4 раза.)

Хвостик есть, а не мышка.

И совсем он не малышка!

Он зелёный огурец – удалой молодец!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Поворот вправо-влево 2 раза. Притопы на месте.)

Прячет морковка свой носик на грядке.

Видно, морковка играет в прятки!

(И.П. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков или за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – И.П. Выполнить 4 раза.)

Толстый жёлтый кабачок солнцу показал бочок.

Показал животик, спинку. Посмотри-ка на картинку.

(И.П. – лёжа на спине. Переворот на живот – И.П. То же в другую сторону. Выполнять в медленном темпе 3-4 раза в каждую сторону.)

Дружный наш огород веселится и поёт.

Как попрыгает немножко, пошагает, отдохнёт.

(Выполнить прыжки на двух ногах /с поворотами вокруг себя или с хлопками/ в чередовании с ходьбой.)

Вот и кончилась игра! Веселились мы с утра…

А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.

(Ходьба в колонне за взрослым /на месте/.)

 Вопросы-задания:

  1. Определите форму проведения мероприятия и обоснуйте свой выбор.
  2. Выделите структурные компоненты и раскройте назначение каждого компонента.
  3. Аргументируйте необходимость использования данной формы в работе с детьми в условиях ДОО.

Решение:

1.Форма проведения утренней гимнастики во второй младшей группе: обыгрывание сюжета «Весёлый огород».

Сначала идет вводная часть утренней гимнастика, затем основная и заключительная часть. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В водной части организуется внимание детей, обучение их согласованным действиям, подготовка организма к выполнению более сложных упражнений. В основной части (общеразвивающих упражнениях в установленной последовательности) ставится задача укрепления базовых мышечных групп, выработке правильной осанки. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовки. В заключительной части гимнастики проводится ходьба, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Вводная часть Наш весёлый огород в гости всех друзей зовёт!

(Дети встают по залу  в произвольном порядке.)

В огород мы пойдём, урожай соберём!

(Ходьба в колонне за взрослым, 8 сек.)

Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас в огород.

(Бег в колонне за взрослым, 7 сек. Прямой галоп,7 сек.)

Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе.

(Ходьба с высоким подниманием,8 сек. Обычная ходьба, 8 сек.)

Вот уже и огород! Сколько в нём всего растёт!

(Перестроение в круг.)

Основная часть У капусты кочаны – вот такой величины!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, — И.П. Выполнить 4 раза.)

Хвостик есть, а не мышка.

И совсем он не малышка!

Он зелёный огурец – удалой молодец!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Поворот вправо-влево 2 раза. Притопы на месте.)

Прячет морковка свой носик на грядке.

Видно, морковка играет в прятки!

(И.П. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков или за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – И.П. Выполнить 4 раза.)

Толстый жёлтый кабачок солнцу показал бочок.

Показал животик, спинку. Посмотри-ка на картинку.

(И.П. – лёжа на спине. Переворот на живот – И.П. То же в другую сторону. Выполнять в медленном темпе 3-4 раза в каждую сторону.)

Дружный наш огород веселится и поёт.

Как попрыгает немножко, пошагает, отдохнёт.

(Выполнить прыжки на двух ногах /с поворотами вокруг себя или с хлопками/ в чередовании с ходьбой.)

Заключительная часть Вот и кончилась игра! Веселились мы с утра…

А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.

(Ходьба в колонне за взрослым /на месте)

 

3.Использования данной формы проведения утренней гимнастики во второй младшей группе способствует настроению во время выполнения физкультурных упражнений, имитация сюжетно-игровой ситуации находит отражение в условной форме окружающего ребенка мира. Использование нетрадиционных методов в физической подготовке детей, можно достигнуть наивысшую двигательную активность, эмоциональный подъем, снижение заболеваемости.

 

Педагогическая задача 17

 ПК-1 — готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы:организация работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях

 Кейс 17.

В средней группе детского сада 20 детей, из них 11 самостоятельно могут осуществлять простейшие культурно-гигиенические навыки. Четыре ребенка могут выполнять эти навыки только по напоминанию взрослого, а остальные 5 (вновь поступившие дети) испытывают существенные трудности. Воспитатель планирует работу по развитию самостоятельности выполнения указанных навыков. Он делает акцент на различные групповые занятия с использованием наглядного материала и дидактических игр. В течение зимы многие дети болели, но педагог продолжал работать с оставшимися. Все дети, с которыми проводились занятия, заинтересовано отнеслись к ним, но к концу года по-прежнему у 9 детей сохранялись трудности при выполнении навыков.

Вопросы-задания:

  1. 1. Перечислите не менее трех причин неэффективности проведенной воспитательной работы.
  2. Какой наглядный материал, и с какой целью может быть использован в воспитательной работе по формированию культурно-гигиенических навыков?
  3. Каким образом может быть использован метод упражнения в предложенной ситуации (с учетом уровня освоения детьми культурно-гигиенических навыков).
  4. Раскройте отличие и взаимосвязь индивидуальных и групповых форм обучения культурно-гигиеническим навыкам детей средней группы.

Решение:

Причины неэффективности проведенной воспитательной работы могут быть следующими:

-отсутствие детей в зимнее время года в саду (и как следствие, пропуск занятий по развитию культурно-гигиенических навыков). А формирование культурно-гигиенических навыков процесс длительный, то есть одни и те же задачи должны повторяться многократно;

— возможно, нужно было осуществлять подгрупповые и индивидуальные занятия;

— использование только наглядного материала и дидактических игр во время образовательной деятельности. Может нужно было использовать в дополнение к ним словесных и практических методов.

При работе с родителями детей можно оформить стенд «Возрастные особенности детей 4-5 лет» (с целью донести информацию до родителей, что уже должен уметь и знать ребенок данного возраста);  просмотр презентации, например на тему «Чайная ложка» (с целью формирования у ребенка правильного пользования столовыми приборами); создание информационного плаката, совместно с детьми «Алгоритм умывания» (с целью формирования культурно-гигиенических навыков у детей); фотовыставка «Мы самые аккуратные» (с целью закрепления культурно-гигиенических навыков у дошкольников) и др.

Использование метода упражнений (в частности дидактические игры) в предложенной ситуации: например упражнение при умывании «Мы правильно моем руки», «Дружи с водой», «Водичка, водичка, …», при беседе можно использовать упражнение «В гостях у Мойдодыра», «Аккуратная прическа». Для привития уважительного отношения к мылу, можно использовать практическое упражнение «Земляничное мыло». При питании можно использовать дидактическое упражнение «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать».

В этом возрасте у детей начинают складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают свое поведение. Ребенку гораздо легче оценить бытовое поведении (в отличии от сложных поступков). В этом и прослеживается взаимосвязь индивидуального и групповых форм обучения КГН. Отличие на мой взгляд, в том, что сначала происходит привитие КГН у ребенка с более простых упражнений, затем уже они усложняются и доводятся до самостоятельности. То есть нельзя сразу всех детей научить самостоятельному использованию КГН, необходимо учитывать на каком уровне развития КГН у ребенка они находятся.

Педагогическая задача 18

 ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы:живопись как средство художественного развития детей дошкольного возраста; искусствоведческий рассказ, его структура и особенности подготовки для детей дошкольного возраста.

 Кейс 18.

Пример искусствоведческого рассказа по картине И.И.Шишкина

«Хвойный лес. Солнечный день»

Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина написан в 1895 году. Хранится картина в Государственном Русском музее,  городе Санкт-Петербург.

На картине изображен  хвойный лес, солнце освещает лишь небольшую поляну, тонкими полосками ложится на упавшие деревья, старый трухлявый пенек.  А если мы вспомним название картины: «Хвойный лес. Солнечный день», мы удивимся и поймем какой густой лес на картине, как много деревьев, как близко друг к другу они растут. Неба почти не видно за кронами деревьев, но солнце — яркое, жаркое, летнее — прорывается  и если смотреть на него, можно почувствовать его свет и тепло.

На переднем плане мы видим упавшие деревья, их стволы покрыты густым мхом, который растет в сумраке леса, там, куда не достают ласковые солнечные лучи, даже в самый ясный  и долгий летний день.   Деревья преградили  лесной ручей и в низине уже собирается маленькое болотце с черной непрозрачной водой. Но посмотрите туда, где ласковое солнце освещает деревья, краски теплые, как и сам солнечный день. Хочется выйти на эту полянку из-под тяжелых еловых лап. Передний план выписан темными красками, передающими сырость и промозглость затененного леса. Взгляд скользит дальше, и притягивается лучистой, светлой поляной с прозрачным воздушным светом. Лес как бы поделен на радостную и хмурую половины. Причем в радостную часть мы попадаем, преодолев его тенистые преграды.

Хвойный лес — сосны, ели. Посмотрите, как внимателен автор к прорисовке характерных особенностей. Мы сразу видим темные поросшие мхом, стволы елей. Видим медовые сосны. Маленькие зеленые елочки прячутся  под своими вековыми сестрами.

Лес словно живой: хмурые, печальные деревья прячутся в чаще, больные, погибшие лежат укрытые моховым одеялом, а радующиеся жизни, свету, стоят красивые и сильные в самом центре.

Лес, изображенный художником, воспевает радость жизни, славит солнце.  Ибо все, что  озаряется солнечным светом, не может быть безрадостным и унылым. Будьте светом!

Вопросы-задания:

  1. Какие требования, предъявляют к структуре искусствоведческого рассказа при ознакомлении с живописью детей дошкольного возраста?
  2. Соответствует ли представленный искусствоведческий рассказ существующим требованиям? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие методы ознакомления с живописью Вы можете предложить на примере произведения И.И. Шишкина «Хвойный лес. Солнечный день»?

Решение:

1.Примерная структура искусствоведческого рассказа: Общение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено, детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения); что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

2.Данный искусствоведческий рассказ отвечает вышеперечисленным требованиям. На мой взгляд, подходящая возрастная группа детей: старший дошкольный возраст. Данный рассказ действительно позволяет увидеть то, на что раньше, может быть ребенок, не обратил бы свое внимание. Оценивая познавательную ценность произведения, дети легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.

3.Например: метод сравнение времени года изображенного в данном произведении и других произведениях данного автора, например «К осени», «Первый снег», «Зима». Или можно использовать метод вызывания адекватных эмоций, через предложение детям вспомнить сходную ситуацию (вдруг кто-то из них уже бывал в подобных местах с родителями или знакомыми).

Педагогическая задача 19

 ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы: аппликация как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста; методика обучения детей дошкольного возраста по аппликации в разных возрастных группах; нетрадиционные техники аппликации в детском саду.

 Кейс 19.

Проанализируйте работы детей дошкольного возраста по аппликации (работы прилагаются).

Вопросы-задания:

  1. Сформулируйте группы задач по обучению детей аппликации в каждой возрастной группе детского сада.
  2. Какие техники аппликации использованы в представленных работах? В чем их особенности?
  3. В каких возрастных группах детям доступно выполнение аппликации в представленных техниках? Обоснуйте свой ответ.
  4. Какие материалы и оборудование может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности по аппликации в каждой возрастной группе?
  5. Какова технология выполнения аппликации детьми дошкольного возраста (возрастная группа на выбор)?

Педагогическая задача 20

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы:рисование в детском саду; сюжетное, декоративное и предметное рисование; методика обучения детей дошкольного возраста сюжетному, декоративному и предметному рисованию в разных возрастных группах; методы обучения рисованию детей дошкольного возраста.

 Кейс 20.

Фрагмент конспекта НОД по рисованию для детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам создать свое Лукоморье. Расставляем на фланелеграфе те предметы, которые Вы считаете нужным.

Воспитатель: Макар, что бы ты взял для начала?

Макар: Я возьму Дуб и помещу его на середину фланелеграфа.

Воспитатель: А если бы мы рисовали его, как бы ты это сделал?

Макар: Я бы взял толстую кисть и коричневую краску для ствола. Начал рисовал снизу вверх.  Крону изобразит с помощью оттиском мятой бумаги и зеленой краски.

Воспитатель: Молодец! У тебя вышел отличный дуб.

Воспитатель: Что бы еще вы  расположили здесь?

Марина: Мне бы хотелось еще у дуба посадить кота ученого. Я думаю, его место будет рядом с дубом, но чуть-чуть впереди, т.к. кот выглядит большим и пушистым и он к нам ближе.

Воспитатель: Хорошо, все верно. А как бы ты его изобразила на листе у себя?

Марина: Я бы воспользовалась трафаретом и клеевой кистью и методом тычка его изобразила.

Воспитатель: Какой формы у кота голова? Тело? Уши?

Марина: Голова похожа на круг. Тело на овал, а ушки напоминают треугольники.

Воспитатель: Умничка! Ты правильно расположила кота.

Воспитатель: Вот и готова наша сказочная страна! Так же, ребята, в наше Лукоморье можно поместить избушку на курьих ножках; небо украсить облаками, солнцем, и все остальное, как позволит ваша фантазия!

Воспитатель: Занимайте свои места. Прежде чем приступит к творчеству, нам необходимо  свои пальчики подготовить…

 Вопросы-задания:

  1. Как Вы считаете, какие группы задач были поставлены педагогом в представленной НОД?
  2. Какие методы обучения рисованию были использованы педагогом?
  3. Спроектируйте заключительную часть НОД, используя представленный материал.

Решение:

1.На мой взгляд педагогом в представленной НОД были поставлены следующие задачи: продолжать знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развивать наглядно-образное мышление; развивать умение создать образ по описанию; воспитывать чувство прекрасного.

2.Педагогом при обучении рисованию была использована проблемная ситуация.

Учитывая данный материал, представленный в задании. Далее по смыслу идет Пальчиковая гимнастика. Далее самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Дети, обратите внимание, что у вас на столах вам представлены многие материалы:

— карандаш для прорисовки контура кота;

— трафарет кота;

— мятая бумага для изображения кроны;

— толстая кисть для ствола или же для кроны с помощью примакивания;

— тонкая кисть для прорисовки мордочки кота: глаза, усы, носик.

 

За пять минут предупредить об окончании работы.

Рефлексия проделанной работы:

Акцентировать внимание на работе конкретного ребенка: дуб такой раскидистый и кот совсем как настоящий – пушистый- пушистый. Как вы думаете, хорошо коту в таком Лукоморье жить?

Рассмотреть еще одну или две работы провести анализ. Все работы дети выкладывают на стол, рассматривают. Какие работы вам понравились, чем они вам понравились? Ответы детей.

Воспитатель: А мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, как замечательно нарисовали рисунки.

Воспитатель: Работы получились замечательные. Теперь все наши котики имеют свой дом – Лукоморье.

А сейчас для вас сюрприз! Кот ученый наблюдал за вашим творчеством и посчитал, что вы усердно  потрудились и решил вас поблагодарить сладостями из волшебной сказки.

Педагогическая задача 21

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

ПК-7 — способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

Дидактические единицы:методы музыкального образования; музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста; виды музыкальных занятий.

 Кейс 21.

Краткая аннотация конспекта занятия на музыку М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).

Данный конспект предназначен для детей 5-го года жизни. Форма и методы подобраны с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Педагог, реализуя конспект, осваивает технологию использования музыки в развитии творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.

Вопросы-задания:

  1. Определите вид занятия, описанный в приведенном примере.
  2. Назовите задачу, в процессе решения которой педагог применяет такие методы, как наглядно-слуховой (прослушивание пьесы М.П. Мусоргского); наглядно-зрительный  (показ картины «Птичий двор»); словесный  (беседа о птенцах).
  3. Выделите задачу описанного конспекта, результатом выполнения которой является создание рисунка, соответствующего характеру музыки, танца-импровизации «Балет невылупившихся птенцов».
  4. Установите правильную последовательность этапов слушания музыкального произведения в описанном конспекте: первичное слушание музыкального произведения; беседа о характере и средствах выразительности музыки; вступительное слово педагога (беседа о птицах и их детенышах, рассматривание картины «Птичий двор»);повторное слушание (творческое восприятие – «Нарисуй музыку»).

 

Решение:

1.В данном случае имеем дело с интегрированным занятием, приоритетная образовательная деятельность: Художественно-эстетическое развитие. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

2.Задача:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»; активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии.

3.Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

4.Этапы слушания музыкального произведения в описанном конспекте:

1) вступительное слово педагога (беседа о птицах и их детенышах, рассматривание картины «Птичий двор»);

2) первичное слушание музыкального произведения;

3) беседа о характере и средствах выразительности музыки;

4) повторное слушание (творческое восприятие – «Нарисуй музыку»).

 Педагогическая задача 22

ПК-2 — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

ПК-7 — способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

Дидактические единицы:методы музыкального образования; детское музыкальное творчество; виды музыкальных занятий

 Кейс 22.

Краткая аннотация конспекта игровой педагогической технологии комплексного развития музыкально-исполнительских умений дошкольников.

Дети встают в произвольном порядке так, чтобы не мешать друг другу. Звучит первый отрывок (например, «Февраль» из сб. «Времена года» П.И. Чайковского). Педагог предлагает детям представить, что сейчас зима, февраль, а сами они – маленькие пушистые снежинки, подхваченные вьюгой и танцующие в свете фонаря: «Как они танцуют? Покажите». Дети кружатся под музыку, изображая снежинок. Затем звучит следующий отрывок (например, «Июнь» из сб. «Времена года» П.И. Чайковского) и дети должны представить себе, что они бабочки, порхающие с цветка на цветок в лучах летнего солнышка (можно превратиться в цветочки, капельки дождя, тополиные пушинки, в солнечных зайчиков и т.д.). Когда звучит следующий отрывок, каждому из ребят предлагается самому выбрать, кого он хочет изобразить, и попытаться двигаться под музыку в соответствии со своим образом.

Вопросы-задания:

1.Определите вид музыкального занятия, описанный в приведенном примере.

2.Выберите из предложенных ниже цели данного занятия:

— обогатить начальные представления детей о классической музыке;

— творчески переосмысливать содержание классического произведения и воплощать его в движении;

— развивать музыкальные способности;

— развивать певческие умения детей.

3.Назовите вид музыкального творчества, к которому относятся творческие задания, представленные в описании.

4.Раскройте характеристику методов обучения, лежащих в основе данного конспекта.

5.Определите виды музыкальной деятельности детей на данном занятии.

Решение:

1.В зависимости от содержания и структуры данное музыкальное занятие можно отнести к комплексному занятию (тут дети и слушают музыку и происходит развитие воображение). Относительно количества детей, принимающих участие в занятии, можно сказать, что имеем дело с занятием, проводимым со всеми детьми группы.

2.По моему мнению, цель представленного занятия следующая: творчески переосмысливать содержание классического произведения и воплощать его в движении.

3.Придумывания музыкально-ритмических движений..

4.Детям предлагаются творческие задания различной сложности согласно их возраста, индивидуальных интересов и способностей. В ходе освоения репертуара дети упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительными движениями.

5Виды музыкальной деятельности детей на представленном занятии: восприятие музыки, творчество, движение под музыку.

 

Педагогическая задача 23

ПК-1 — готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Дидактические единицы:виды музыкальных занятий

 

Кейс 23.

Краткая аннотация одного из видов музыкального занятия.

Отличительной чертой структуры данного занятия является то, что в нем музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Такой вид музыкального занятия дает возможность сконцентрировать внимание детей  на одной теме в процессе всего занятия.  Активность детей при этом значительно повышается. Структура такого занятия должна быть гибкой.

 

Вопросы-задания:

  1. Определите вид занятия, описанный в приведенном примере.
  2. Назовите предполагаемые цели данного занятия.
  3. От чего зависит структура такого музыкального занятия?
  4. Какой материал, помимо музыкального, может быть использован на данном занятии?
  5. С чем может быть связана тема данного занятия?
  6. Приведите примеры тематики данного вида музыкального занятия.

 

Решение:

  1. По форме организации данное музыкальное занятие может быть фронтальным (когда вся группа принимает участие), подгрупповым или индивидуальным. В зависимости от структуры и содержания данное музыкальное занятие можно отнести к тематическому занятию.
  2. Предполагаемой целью данного занятия, может быть «Стимулировать у детей интерес к музыке и обогащать восприятие детей красотой музыки».
  3. Эффективность структуры музыкального занятия зависит от содеражания учебного материала, поставленных целей и задач, методов и приемов обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, профессиональных компетенций педагога.
  4. Также помимо музыкального материала, на данном занятии может быть использован вспомогательный художественный материал – произведения устного народного творчества (загадки, потешки, игры-забавы и др.), предметы изобразительного творчества (рисунки, картины, репродукции и др.). То есть то, что может быть способствовать раскрытию основной темы и сделать занятие более ярким и красочным.
  5. и 6. Тема данного занятия может быть связана с предметами и явлениями окружающей действительности (например, «Золотая Осень», «Подснежники» и т.п.), бытом, традициями (Например, «Моя первая игрушка», «Праздник города» и т.п.). Также тема непосредственно связанная с особенностями музыки – жанрами, формой, средствами выразительности (например, «Музыкальные загадки», «Песня-танец-марш», «Знакомство с музыкальными народными инструментами» и т.п.).

 

Педагогическая задача 24

 ПК-2 – способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

ПК-4 — способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

Дидактические единицы: основные направления деятельности заведующего дошкольным образовательным учреждением

Кейс 24.

В ДОО наблюдается нехватка кадров. При трудоустройстве сотрудник предъявил заведующему дошкольной образовательной организации трудовую книжку старого образца. Между тем, пролистав странички документа, заведующий обратил внимание на то, что оформлена она недавно.

 Вопросы-задания:

1. Какие действия должен предпринять руководитель в данной ситуации:

— не  заметив отступления от закона, принять документ и трудоустроить гражданина;

— отказать педагогу в трудоустройстве. Обоснуйте свое мнение.

2.На какие нормативные документы должен опираться руководитель при принятии данного управленческого решения?

3.Какие могут быть последствия в случае трудоустройства для самого сотрудника и руководителя ДОО?

Решение:

1.Так как книжка была оформлена не давно ( например в этом или прошлом году), а сама книжка была старого образца (что подразумевает под собой трудовые книжки до 16.04.2003 года), то руководитель должен отказать педагогу в трудоустройстве на работу. Делать записи в такой трудовой книжке нельзя.

2.01 января 2004 года, были введены новые формы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках».

3.В случае трудоустройства сотрудника с подобной трудовой книжкой(будем считать ее поддельной трудовой), законодательство допускает расторжение договора с сотрудником, который предоставил фальшивую документацию, если вина будет полностью доказана. Если при обнаружении мошенничества сотрудник увольняется, не желая выяснять обстоятельства произошедшего инцидента, такое действие считается незаконным.

Работнику за подделку документа грозит:

-лишение свободы длительностью до 2 лет;

-принуждение к исполнительным работам на 2 года;

-арест длительностью в полгода;

-обязательные работы до 240 часов.

Руководителю данная ситуация грозит административным штрафом, а также уголовной ответственностью за подлог. Организации предстоит пройти проверку, проводимую сотрудниками из прокуратуры или инспекторами ГИТ, на наличие правонарушений, связанных с введением трудовых книжек. В зависимости от степени причастности к делу, назначается штраф до 200 МРОТ. Мера наказания определеяется судебными приставами после выяснения всех обстоятельств.

Подделка трудовой книжки – серьезное преступление, в результате которого несут наказание все причастные к нему лица.

 Скачать решение «Педагогические задачи»

Loading