Контрольная работа по формальной логике

Скачать контрольную работу с решением по логике (вар 2)

1)Дайте логическую характеристику понятиям:

2.-«отрицательная эмоция», «импичмент»

Решение:

«Отрицательная эмоция» — понятие непустое, общее (они бывают разные, например отрицательная эмоция ребенка или отрицательная эмоция взрослого), абстрактное (обозначает отвлеченные от объектов свойства), безотносительное (мыслится само по себе), положительное (определяется через наличие свойства быть отрицательной реакцией на какую-либо ситуацию), несобирательное (любой отдельный элемент объема данного понятия обладает всеми его признаками), определенное (точное и ясное понятие)

«Импичмент» — понятие непустое, общее (импичмент бывает разный,например импичмент на Украине или импичмент в США), абстрактное (обозначает отвлеченные от объектов свойства или отношения), безотносительное (мыслится сам по себе), положительное (определяется через наличие свойства являться процедурой отстранения от должности высокопоставленных лиц), несобирательное (любой отдельный элемент объема данного понятия обладает всеми его признаками), определенное (точное и ясное понятие).

2)Установите отношения между данными понятиями по объему и изобразите их графической схемой:

2-«социальная организация», «государственное учреждение», «учреждение здравоохранения», «учебное заведение», «коллектив»

Решение:

Введем обозначение:

А-«социальная организация», В — «государственное учреждение», С — «учреждение здравоохранения», D-«учебное заведение», E-«коллектив».

Установим виды отношений между данными понятиями:

-Любое социальная организация является коллективом.

-Любое государственное учреждение является социальной организацией.

-Некоторые учреждения здравоохранения является государственными учреждениями. Все учреждения здравоохранения являются социальной организацией.

— Некоторые учебные заведения являются государственными учреждениями. Все учебные заведения являются социальной организацией.

Графическая схема отношений между понятиями:

3)Укажите способ определения понятия, вид допущенной логической ошибки и дайте возможное правильное определение:

2-«Бандит-это участник банды»

Решение:

Ошибки данного определения – (1)слишком узкое (так как бандит это не только участник банды), к нему можно отнести преступника), (2) – тавтологичность определения, т.к. в определяющей части употребляется однокоренное с определяемым словом.

Возможное правильное определение:

Значение слова «Бандит» по Ефремовой:

Бандит — Тот, кто виновен в каких-либо преступлениях

4)Произведите деление понятия по нескольким (не менее двух) произвольно выбранным основаниям. Укажите вид и основание каждого деления, оцените их логическую правильность.

2-«Образование»

Решение:

Образование бывает дошкольным, общим, начальным профессиональным, средним профессиональным, высшим профессиональным, послевузовским профессиональным.

Это деление по видоизменению признака.

Основание деления – по принципу ступени образования

Это правильное деление.

5)Определите истинность суждения и его вид по количеству и качеству; приведите буквенное обозначение и схему. Укажите термины, связку и кванторное слово. С помощью логического квадрата сделайте три возможных преобразования. Для каждого из полученных суждений определите его вид, отношение к исходному суждению и значение истинности.

2-« В душе взрослого человека продолжают жить многие детские страхи»

Решение:

В душе взрослого человека продолжают жить многие детские страхи.

Пусть данное выражение будет истинным, так как оно приближено к действительности.

Данное суждение является частным по количеству, и утвердительным по качеству, то есть частноутвердительным суждением (I).

Некоторые S есть Р

Субъект суждения S – понятие «Взрослые люди»,

Предикат суждения Р – понятие «те, у которых в душе продолжают жить детские страхи».

Связка между субъектом и предикатом – утвердительная.

Кванторное слово «Некоторые» грамматически не выражено, но подразумевается.

С помощью логического квадрата получим новые суждения:

1)Противоречащее исходному (I) – общеотрицательное суждение (Е):

Ни у одного взрослого человека в душе не продолжают жить детские страхи. (ложно)

2)Противоположное исходному (I) – частноотрицательное суждение (О): У некоторых взрослых людей в душе не продолжают жить детские страхи(истина)

3)Подчиненное в отношении исходного суждения (I) – общеутвердительное суждение (А):

У всех взрослых людей в душе продолжают жить детские страхи (ничего сказать нельзя, а вот если бы частноутвердительное было ложным, то общеутвердительное суждение тоже было бы ложным)

 

6)Запишите с помощью логических союзов сложное суждение.

2- Если мы сравним круг тех проблем, которые общество обсуждало во времена наших бабушек и дедушек, с кругом тех проблем, которыми оно озабочено сегодня, то мы увидим значительную разницу

Решение:

Если мы сравним круг тех проблем, которые общество обсуждало во времена наших бабушек(a) и дедушек(b), с кругом тех проблем, которыми оно озабочено сегодня, то мы увидим значительную разницу (c)

Данное сложное суждение состоит из трех простых суждений:

а- сравним круг тех проблем, которые общество обсуждало во времена наших бабушек, с кругом проблем, которыми оно озабочено сегодня

b- сравним круг тех проблем, которые общество обсуждало во времена наших дедушек, с кругом проблем, которыми оно озабочено сегодня

c- мы увидим значительную разницу

Общая символическая запись данного сложного суждения:

(a /\ b ) → c

7)Определите вид модальности каждого суждения и запишите суждения, переформулировав их, с помощью стандартного модального оператора (модального слова)

2 – а) Вряд ли невозможно, чтобы была создана объективная и надёжная нормативная база для трудоустройства инвалидов.

б) Необходимо, чтобы система налогообложения содействовала социально справедливому перераспределению богатства.

Решение:

а) Вряд ли невозможно, чтобы была создана объективная и надёжная нормативная база для трудоустройства инвалидов.

Данное простое суждение содержит  эпистемическую модальность. Словосочетание «Вряд ли невозможно» эквивалентно модальному оператору «проблематично». Поэтому логическую форму данного суждения можно изобразить символически – Ра- или выразить словесно:

«Проблематично, чтобы была создана объективная и надежная нормативная база для трудоустройства инвалидов».

б) Необходимо, чтобы система налогообложения содействовала социально справедливому перераспределению богатства.

Данное простое суждение содержит  алетическую  модальность. Термин «необходимо» эквивалентно модальному оператору «необходимо», то есть с данным оператором суждение нельзя считать достоверным в силу их недостаточной обоснованности.

Поэтому логическую форму данного суждения можно изобразить символически –□А – или выразить словесно: «Необходимо, чтобы система налогообложения содействовала социально справедливому перераспределению богатства».

8)Сделайте вывод из посылок и проверьте его правильность, опираясь на общие правила простого категорического силлогизма или на правила фигур и модусов, или на метод круговых схем.

2 – Некоторые вещи справедливо относят к сокровищам, но ни одна идея не является вещью. Следовательно…

Решение:

Некоторые вещи справедливо относят к сокровищам,

но ни одна идея не является вещью.

Следовательно…

Переставим посылки местами, получим

 

Ни одна идея не является вещью

Некоторые вещи справедливо относят к сокровищам,

Следовательно…

 

Из данных посылок можно вывести заключение:

…Следовательно, некоторые сокровища не являются идеями.

для проверки правильности вывода заключения, выявим логическую форму данного умозаключения.

1.в заключении определим больший термин (Р) и меньший термин (S) силлогизма.

Заключение является частноотрицательным суждением (О):

Некоторые S не есть Р

Субъект суждения — понятие «то, что является сокровищами»-меньший термин силлогизма (S).

Предикат суждения – понятие «то, что является идеей»-больший термин силлогизма (P).

2.определим средний термин силлогизма (М) – понятие, которое присутствует в обеих посылках, но не встречается в заключении- «то, что является вещью».

3.составим схему данного силлогизма:

Ни одна  Р  не есть М     (Е)

Некоторые  М есть S      (I)

Некоторые S не есть Р        (О)

4.проверим правильность полученного умозаключения по правилам фигур и модусов.

Имеем дело с 4 фигурой категорического силлогизма:

Р— М

M—S

Модус EIO.

По правилам четвертой фигуры если одна из посылок отрицательное суждение, то большая посылка должна быть общим суждением (выполнено, в нашем случае имеется отрицательная посылка и большая посылка является общим суждением).

Модус EIO является правильным модусом категорического силлогизма, построенного по четвертой фигуре.

Значит, заключение следует с необходимостью.

9)Выведите заключение из данных посылок и проверьте правильность вывода в соответствии с правилами модусов умозаключений, содержащих сложные суждения (выводы логики высказываний).

2 — Всякое занятие можно отнести к сфере труда или досуга.

Чтение – это любимый досуг миллионов людей.

Следовательно…

Решение:

Всякое занятие можно отнести к сфере труда или досуга. (a \/ b)

Чтение – это любимый досуг миллионов людей. (b)

Следовательно…

Из данных посылок можно вывести заключение, что

Следовательно, чтение нельзя отнести к сфере труда.( ¬a)

Данное умозаключение является разделительно-категорическим. Первое предложение выражает разделительную посылку: a\/b. , то есть дизъюнктивное суждение, которое состоит из дизъюнктов а,b. Дизъюнкция строгая. Второе предложение содержит категорическое суждение, утверждая один член дизъюнкции: b. В заключении, которое мы вывели, содержится суждение, которое отрицает остальные два дизъюнкта: ( ¬a)

Таким образом, мы имеем дело с утверждающе — отрицающим модусом разделительно-категорического умозаключения:

a\/b; b

¬a

Заключение по этому модусу всегда достоверно, когда  большая посылка является суждением строгой дизъюнкции. Так как в нашем случае это соблюдено, то имеем дело с достоверным заключением.

10)Подберите аргументы в защиту либо в опровержение данного тезиса, постройте прямое или косвенное доказательство или опровержение и проверьте правильность полученного рассуждения.

2 – Современному профессионалу нельзя без экологического образования.

Решение:

Для доказательства данного тезиса можно пойти путем дедукции:

а1-любому экологу, инженеру по охране леса, нельзя быть без экологического образования;

а2-эколог, инженер по охране леса являются современными профессионалами

Т- следовательно, современному профессионалу нельзя без экологического образования

 

Построенная аргументация является прямым дедуктивным доказательством.  Экологи и инженеры по охране леса действительно не могут быть без экологического образования и они являются современными профессионалами,  поэтому приведенное доказательство сильно убедительное.

11)Проанализируйте вопрос со стороны его вида, структуры, корректности и постройте правильный ответ.

2 – Может ли хороший человек совершить подлость и как это возможно?

4-Все ли мысли и чувства человека являются подконтрольными ему?

Решение:

Вопрос является сильным, потому как требует не только однозначного ответа, но и пояснение к нему.

Имеем дело с открытым видом вопроса, так как ограниченное количество ответов на данный вопрос не предоставлено.

Так как на данный вопрос можно дать правильные ответы, с помощью которых исчезнет познавательная неопределенность вопроса, то исходный вопрос является логически корректным.

Примерный ответ: да, если обстоятельства коснуться его близких и любимых людей.

Примерный ответ: нет, если человек живет по принципам, которые не нарушает.

Литература:

  • Гетманова А.Д. Логика — М: Новая школа, 1995
  • Жеребкин Логика: Основа; Знание, 1999
  • Кириллов В.И. , Старченко A.A. Логика — М: Высшая школа, 1995
  • Конверський А.Е. Логика: Четвертая волна, 1998

Скачать контрольную работу с решением по логике (вар 2)

Loading